Ростовский филиал
АО «НИИАС»

Ростовский филиал АО «НИИАС» с середины 80-х годов прошлого века занимается разработкой и внедрением современных высоконадежных систем автоматизации наиболее сложного технологического процесса на сортировочных станциях – процесса расформирования составов на сортировочных горках различной мощности и конфигурации.

Программой и Схемой размещения и развития сортировочных станций ОАО «РЖД» предусмотрен комплексный подход к развитию сортировочных станций с обеспечением повышения пропускной и перерабатывающей способности на стратегических, грузонапряженных направлениях до 2025 г. Разработанная Институтом и успешно внедряемая на сети железных дорог комплексная система автоматизации сортировочных процессов является основой для реализации поставленных задач.

Специалисты Ростовского филиала АО «НИИАС» выполняют полный комплекс работ: проектирование, разработку и адаптацию программного обеспечения, пуско-наладочные работы по внедрению и техническое сопровождение систем комплексной автоматизации сортировочных станций.

Начиная с 2003 г., специалистами Ростовского филиала АО «НИИАС» внедряется модернизированный горочный комплекс в составе комплексной системы автоматизации сортировочных процессов КСАУ СП. На сегодняшний день модернизированным горочным комплексом оснащены 19 сортировочных горок сети железных дорог России. Внедрение комплекса осуществляется в различных климатических зонах, на сортировочных горках различной конфигурации и перерабатывающей способности, включая горки с параллельным роспуском, оборудованных различными типами вагонных замедлителей и другого горочного оборудования.

Распоряжением ОАО «РЖД» создан постоянно действующий Координационный совет по технической политике в области механизации и автоматизации технологических процессов на сортировочных станциях. Заместителем председателя Координационного совета (КС) назначен директор Ростовского филиала АО «НИИАС» А.Н. Шабельников, который с марта 2009 г. является и главным конструктором по системам автоматизации станционных процессов. Под руководством КС и Института, совместно с заводами-изготовителями по согласованию с департаментами ОАО «РЖД» проведены разработка и постановка на производство новых микропроцессорных устройств для автоматизации сортировочных процессов, таких как устройства фиксации прохождения осей УФПО-21, комплекс логической защиты горочных стрелок от перевода под подвижным составом ЛЗС, аппаратура контроля заполнения путей сортировочного парка на принципе импульсного зондирования КЗП ИЗД. Поставлен на производство ряд вагонных замедлителей и управляющей аппаратуры к ним, которые полностью отвечают требованиям автоматизированного управления роспуском составов и позволяют обеспечить существенную экономию эксплуатационных затрат.


Комплексная автоматизация горочных процессов

  • Функционал

    КСАУ СП обеспечивает полную автоматизацию и безопасность выполнения основных технологических операций, связанных с расформированием составов на сортировочных горках: подготовку и автоматическое формирование маршрутов с гарантированной защитой от перевода стрелок под подвижным составом, автоматическое интервальное и прицельное торможение вагонов с ведением накопления на всю глубину путей сортировочного парка, автоматическое отслеживание маневровых перестановок с защитой стрелок от взреза.

    КСАУ СП сегодня является единственной в России сертифицированной, серийно внедряемой отечественной системой автоматизации процесса роспуска составов на сортировочных горках, позволяющей кроме своих основных функций – снижение загрузки оперативного персонала, повышение перерабатывающей способности станции, повышение безопасности роспуска, выполнять целый ряд других задач – диагностика напольного и постового оборудования, организация обслуживания горочных устройств по состоянию, обеспечение поддержки принятия решений для оперативного и эксплуатационного персонала и т.д.

  • Модульность

    Система КСАУ СП является модульной и состоит из подсистем управления надвигом и роспуском составов, маршрутами движения, скоростью скатывания отцепов, автоматизации компрессорных станций, а также диагностических подсистем. Модульность системы КСАУ СП позволяет определять наиболее оптимальный вариант для конкретной сортировочной горки на стадии проектирования. Кроме того, модульность системы в условиях ограниченности инвестиционных средств позволяет проводить реконструкцию горок поэтапно с возможностью дальнейшего наращивания функциональности системы автоматизации.

    Сертифицированные системы горочного комплекса разработки Ростовского филиала были одобрены и рекомендованы к тиражированию по опыту внедрения и эксплуатации на базовых объектах внедрения – на станции Бекасово-Сортировочное Московской железной дороги и на станции Красноярск-Восточный Красноярской железной дороги.

  • Эффективность, надёжность и безопасность

    Система КСАУ СП постоянно совершенствуется, на автоматизированной сортировочной горке станции Красноярск-Восточный Красноярской железной дороги отработана технология автоматического роспуска под управлением КСАУ СП с одним оператором. В настоящее время разрабатывается интеллектуальная сортировочная горка, основанная на безлюдных технологиях.

    Применение системы КСАУ СП как на отечественных, так и на зарубежных железных дорогах обеспечивает существенное повышение эффективности, надёжности и безопасности работы сортировочных станций.

  • Внедрение

    Сегодня КСАУ СП внедрена на 20 сортировочных горках сети железных дорог России различной конфигурации и перерабатывающей способности, включая горки с параллельным роспуском, оборудованных различными типами вагонных замедлителей и другого горочного оборудования, расположенных в различных климатических зонах:

    • Октябрьская железная дорога
      • Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский
    • Московская железная дорога
      • Бекасово-Сортировочное
      • Орехово-Зуево
    • Западно-Сибирская железная дорога
      • Инская-четная
      • Инская-нечетная
      • Входная
      • Московка
      • Новокузнецк-Восточный
      • Алтайская
    • Красноярская железная дорога
      • Красноярск-Восточный
      • Новая Еловка
    • Восточно-Сибирская железная дорога
      • Иркутск-Сортировочный четный
      • Тайшет-четный
    • Юго-Восточная железная дорога
      • Елец
      • Старый Оскол
    • Куйбышевская железная дорога
      • Кинель-нечетная
    • Южно-Уральская железная дорога
      • Челябинск-Главный нечетный
      • Челябинск-Главный четный
    • Свердловская железная дорога
      • Екатеринбург-Сортировочный нечетный
    • Северная железная дорога
      • Лоста

Сортировочная горка станции Замын Ууд (Монголия)

  • Модульность, многофункциональность, адаптивность, наилучшее соотношение цена/качество системы КСАУ СП, в сочетании с инновационным напольным оборудованием, позволили АО «НИИАС» победить в 2014 году в конкурсе Акционерного Общества «Улан-Баторская железная дорога» для выполнения мероприятий «Программы технической модернизации АО «УБЖД» предусматривающей строительство сортировочной горки станции Замын Ууд и оснащение её устройствами горочной централизации и устройствами, обеспечивающими механизацию и автоматизацию управления технологическим процессом расформирования составов.


Инновационная аппаратура управления клапанами для любых вагонных замедлителей

  • Специалистами Ростовского филиала совместно с российским филиалом немецкой фирмы «FESTO» разработана и поставлена на производство инновационная аппаратура управления клапанами для любых вагонных замедлителей, управляемых сжатым воздухом. Также филиалом разработано уникальное программное обеспечение для управляющей аппаратуры управления, устанавливаемое в электронные блоки управления независимо от производителя. Разработанное программное обеспечение защищено авторскими правами, востребовано на рынке и успешно продается производителям вагонных замедлителей и управляющей аппаратуры к ним как в России, так и за рубежом.

.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКИЙ ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ, АВТОМАТИЗАЦИИ И СВЯЗИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ


Россия, 109029, Москва, Нижегородская ул., 27 стр. 1
Тел.: (499) 262-88-83 (для соединения с оператором доб. 13135, 13182)


© АО «НИИАС», 2018

АО «НИИАС» – дочернее общество ОАО «Российские железные дороги»