ОАО «НИИАС»

  • Увеличить размер шрифта
  • Default font size
  • Уменьшить размер шрифта
Снизить нагрузку
12.07.2010
В работе диспетчеров нужно исключить человеческий фактор

Успешная эксплуатация АСУ «СИГНАЛ-Л» на опытном полигоне Челябинск – Рыбное позволила внедрить её практически по всей сети (кроме КЖД и СахЖД).

Автоматизированная система диспетчерского управления локомотивами и локомотивными бригадами на замкнутых полигонах обращения («СИГНАЛ-Л») предназначена для расчёта эксплуатируемого парка в локомотивных депо, контроля простоя локомотивов на технических видах ремонта в ПТОЛах, на станциях и депо, контроля нарушений норм пробега и простоя локомотивов. Система была разработана ОАО «НИИАС» совместно с Центральной дирекцией управления движением ОАО «РЖД».

Первоначально испытания системы «СИГНАЛ-Л» в условиях постоянной эксплуатации проводились на опытном полигоне Челябинск – Рыбное. По результатам испытаний АСУ было принято решение о тиражировании данной системы на основных полигонах сети, включающих в себя 13 железных дорог, имеющих свою особую конфигурацию и географическое расположение, разнотипность тягового подвижного состава и различные условия работы с учётом весовых норм и межремонтных пробегов. Совместно отрабатывается смежная система управления локомотивными бригадами.

Система «СИГНАЛ-Л» стала одним из промежуточных результатов многолетней работы по автоматизации основных рабочих мест диспетчерского аппарата Центра управления перевозками (включая дорожные диспетчерские центры), а также пользователей линейного уровня – начальников станций и локомотивных депо. Работа эта ведётся ОАО «РЖД» совместно с научными институтами.

Эффективность внедрения автоматизированных мест можно проиллюстрировать простым примером: ещё совсем недавно оперативный диспетчерский персонал руководствовался отчётными документами, которые составлялись вручную. Мало того что заполнение бумаг занимало длительное время и, следовательно, увеличивало загрузку работников, главное, что такая работа не исключала возможность ошибки (человеческий фактор).

Автоматизация процесса передачи оперативной информации и формирования отчётных форм по работе локомотивов позволила максимально сократить ручной труд, уменьшить загрузку диспетчера, повысить качество управления и эффективность работы парка локомотивов на полигонах сети. Разрабатывается множество автоматизированных систем, конечной целью которых является облегчение труда диспетчерского персонала. Но в то же время однородные АСУ сами по себе загружают оператора. Объективные требования, которые должны всесторонне учитываться при совершенствовании автоматизированной диспетчерской системы, вытекают из технологических требований оптимального регулирования потоками, объёмов работы, возможностей автоматизации, ограничений по психофизиологическим возможностям оператора.

Важно также иметь в виду, что внедряемые на сети железных дорог АСУ должны не только информировать, предупреждать и контролировать диспетчера, но и работать в совокупности, дополнять одна другую.

Владимир Неплюев,
ведущий специалист АЦУП ОАО «НИИАС»
 
http://www.gudok.ru/newspaper/detail.php?ID=355770&year=2010&month=07