ОАО «НИИАС»

  • Увеличить размер шрифта
  • Default font size
  • Уменьшить размер шрифта
Работать на упреждение
09.06.2010

– Функциональная стратегия обеспечения гарантированной безопасности и надёжности перевозочного процесса, утверждённая в мае 2007 года, предписывает осуществление перехода к новой системе управления безопасностью движения. Между тем ресурсы систем автоматического управления и регулирования на железнодорожном транспорте исчерпаны.

Сергей Ададуров, генеральный директор ОАО «НИИАС»
Выход видится в создании систем следующего поколения, позиционирующихся как системы интеллектуального функционирования.

Минувшей весной на специальном заседании правления ОАО «РЖД», посвящённом повышению надёжности работы технических средств и обеспечению безопасности движения, отмечалось, что компания должна быть ориентирована, прежде всего, не на ликвидацию последствий ЧП, а на их прогнозирование на основе анализа работы технических средств и выявления узких мест технологических процессов.
Работа в этом направлении уже идёт.

Так, в лабораториях ОАО «НИИАС» успешно разрабатываются спутниковые технологии мониторинга подвижного состава и инфраструктуры сети, методы управления сортировочными процессами, использующие машинный интеллект (продуцированный компьютерными системами) и естественный интеллект, реализованный техническими средствами (скопированный при анализе работы опытных операторов-горочников), технологии интеллектуального мониторинга искусственных сооружений железнодорожного транспорта.

Интеллектуальные технологии выходят и за рамки лабораторных исследований. На ОЖД, ЗСЖД и СКЖД созданы центры мониторинга устройств автоматики и телемеханики, на ВСЖД и МЖД контроль за работой машинистов специального самоходного подвижного состава ведётся с использованием автоматизированных систем управления. Сегодня задача департаментов, дирекций и железных дорог заключается в обеспечении активного внедрения методов интеллектуального управления и контроля на всей сети.

При этом необходимы комплексный анализ состояния технических средств, оснащённости и на этой основе – прогнозирование уровня безопасности.

Например, по требованию департамента безопасности движения итоги работы в 2008 году были проанализированы с использованием нового метода факторного прогнозного анализа, на основе которого были разработаны адресные меры по устранению предпосылок нарушений безопасности движения.

В результате в 2009 году удалось вообще избежать нарушений безопасности движения по 11 видам событий из 37, а по 16 видам уменьшить число нарушений. На 11% сократилось число сходов в поездах по вине компании, при этом ОЖД, ГЖД, КЖД, СКЖД и ЗСЖД обеспечили перевозку грузов и пассажиров без сходов в грузовых и пассажирских поездах.

Дальнейшее внедрение технологий интеллектуального функционирования позволит закрепить достигнутый успех в указанных направлениях, расширить географию применения искусственного интеллекта.

В последние годы компанией разработано значительное число новых технических решений, однако их массовое внедрение пока не стало приоритетной задачей для департамента и дирекций.

В данном аспекте особое внимание руководство отрасли уделяет технологиям сортировочного процесса. Одним из важнейших направлений инновационного развития железнодорожной отрасли становится внедрение интеллектуальных комплексных автоматизированных систем, обеспечивающих повышение эффективности перевозочного процесса, уровня безопасности движения и снижение влияния человеческого фактора.

Эта задача может быть реализована на основе комплексного проекта системы МАЛС (маневровая автоматическая локомотивная сигнализация), исключающей проезды запрещающих маневровых сигналов. Её опытные испытания завершены на станциях Солнечная МЖД и Окуловка ОЖД.

Система убедительно подтвердила правильность и эффективность заложенных в неё принципов и будет внедряться на станциях сети железных дорог по специальному плану.

Внедрение спутниковых технологий в ОАО «РЖД» на современном этапе осуществляется в соответствии со «Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года». Одним из «прорывных» инновационных направлений реализации «Стратегии-2030» является внедрение систем комплексного управления движением поездов, динамического мониторинга состояния инфраструктуры и подвижного состава с использованием спутниковых технологий.

На их основе достигаются обеспечение безопасности перевозок пассажиров и грузов, повышение скорости их продвижения, увеличение доли отправок грузов, доставленных точно в срок, ускоренная контейнеризация перевозок, внедрение технологии мультимодальных логистических систем.
 

Оригинал статьи — http://www.gudok.ru/newspaper/detail.php?ID=351610&year=2010&month=06