Интервальное регулирование на МЦК: надежно, безопасно, эффективно

22 января 2019 года состоялось заседание Научно-технического совета АО «НИИАС», на котором обсуждался вопрос о выдвижении выполненной в Институте работы «Разработка и внедрение автоматизированного комплекса управления движением поездов с интеллектуальной системой интервального регулирования на основе бессветофорной технологии c подвижными блок-участками на Московском центральном кольце (АСУ МЦК)» на соискание премии Правительства Российской Федерации 2019 года в области науки и техники.

Работа была представлена её руководителем, доктором технических наук, профессором, Генеральным директором АО «НИИАС» И.Н. Розенбергом. В докладе было отмечено, что на МЦК впервые в мире была успешно реализована комбинированная система интервального регулирования «с подвижными блок-участками» на базе автоблокировки с рельсовыми цепями тональной частоты и микропроцессорных бортовых устройств. Система обеспечивает два режима работы – бессветофорной сигнализации с подвижными блок-участками для ускоренного движения пассажирских поездов с возможностью выхода на интервал попутного следования до 3-4 минут и светофорной сигнализации для движения грузовых поездов, установленной массы и длины.

Эксплуатация уникальной транспортной системы обеспечила рекордный пассажиропоток – ежесуточно комфортабельные электропоезда «Ласточка» перевозят свыше 400 тысяч пассажиров.

Такие возможности Московскому центральному кольцу обеспечили инновационные технологии, созданные учеными, конструкторами Института. Технико-технологические решения, не имеющие мировых аналогов, обеспечивают как пассажирское движение по двум главным путям МЦК, так и грузовые перевозки по третьему главному пути, а также технологическое движение дефектоскопов, путеизмерителей, и других подвижных единиц в целях диагностики и обслуживания железнодорожной инфраструктуры.

Впервые на практике применен единый подход к описанию онтологии, алгоритмов структуры аппаратных и программных средств всех функциональных подсистем АСУ МЦК.

Комплекс внедренных в составе системы интервального регулирования инновационных технологий базируется на научной методологии построения интеллектуальной системы управления железнодорожным транспортом (ИСУЖТ) и практически реализован на аппаратно-программных средствах отечественной системы микропроцессорной автоблокировки (АБТЦ-МШ).

Внедрено полностью российское программное обеспечение с уровнем безопасности SIL4 по европейским нормам, проверенное на киберзащищенность. Система полностью защищена согласно действующим в Российской Федерации требованиям по информационной безопасности.

Впервые в составе АСУ МЦК успешно внедрен комплекс автоматизированного управления в условиях высокой интенсивности движения поездов в режиме «Автодиспетчер» – «Автомашинист», обеспечивающий в ближайшей перспективе 2020-2021 гг. поэтапный переход к управлению поездами в режиме «Без машиниста».

В системе реализованы технологии: автоматизированной выдачи и отмены предупреждений об ограничении скорости движения поездов, управления движением поездов путем передачи ответственной информации по радиоканалу, мониторинга процесса получения предупреждений машинистами поездов, выдачи «тревожных» сообщений диспетчерскому персоналу. Указанные технологии на борту электропоезда ЭС2Г «Ласточка» реализованы путем интеграции Безопасного локомотивного объединенного комплекса (БЛОК) и Бортового навигационно-связного устройства (БРУС) с использованием отечественного технологического программного обеспечения.

Внедрены аппаратно-программные средства, реализующие технологии построения электронного маршрута машиниста, отработки в оперативном режиме графика движения поездов, выявления конфликтных ситуаций по объектам инфраструктуры и подвижного состава.

Работа выполнена силами авторского коллектива ученых и специалистов АО «НИИАС» в тесном взаимодействии с причастными подразделениями ОАО «РЖД», Московской железной дороги и другими структурами г. Москвы.

В ходе обсуждения члены Научно-технического совета отметили высокий уровень разработок и уникальность созданной системы. Научно-технический совет АО «НИИАС» единогласно принял решение о выдвижении работы «Разработка и внедрение автоматизированного комплекса управления движением поездов с интеллектуальной системой интервального регулирования на основе бессветофорной технологии c подвижными блок-участками на Московском центральном кольце (АСУ МЦК)» и авторского коллектива на соискание премии Правительства Российской Федерации 2019 года в области науки и техники.

.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКИЙ ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ, АВТОМАТИЗАЦИИ И СВЯЗИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ


Россия, 109029, Москва, Нижегородская ул., 27 стр. 1
Тел.: (499) 262-88-83 (для соединения с оператором доб. 13135, 13182)


© АО «НИИАС», 2018

АО «НИИАС» – дочернее общество ОАО «Российские железные дороги»