НИИАС

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Единая интеллектуальная система управления и автоматизации производственных процессов на железнодорожном транспорте (ИСУЖТ)

Целью разработки ИСУЖТ является создание технологически интегрированной системы управления перевозочным процессом, инфраструктурой и тяговыми ресурсами, основанной на современных программных и интеллектуальных технологиях. Технологические эффекты от внедрения ИСУЖТ по вертикалям управления призваны обеспечить существенное повышение эффективности эксплуатационной работы и клиентоориентированности ОАО «РЖД».

 


Принципы построения ИСУЖТ

  • ИСУЖТ – это управляющая система на основе адаптивного планирования с помощью преимущественно мультиагентных технологий. В реальном режиме времени с учетом сложившейся обстановки производится автоматическая корректировка планов (как объемных, так и детализированных) по разным аспектам деятельности железной дороги.
  • Применение единой онтологии и единой платформы реализации позволяет масштабировать и непрерывно адаптировать систему.
  • Процессный подход обеспечивает полноту автоматизации сквозных производственных процессов и исключение дублирования при разработке Системы
  • ИСУЖТ – это полностью российская разработка.

Четкое следование провозглашенным принципам позволяет ИСУЖТ оставаться единой системой, несмотря на грандиозные масштабы как задач, так и полигонов внедрения.


Горизонты планирования

Функционал ИСУЖТ включает все существующие горизонты планирования перевозочного процесса, от годового и месячного планирования до диспетчерского планирования пропуска поездов.

Решение задач планирования, согласования и контроля исполнения осуществляется с помощью сети взаимодействующих динамических планировщиков в реальном режиме времени.

Такая организация системы позволит уточнять долгосрочные планы на краткосрочных периодах и обеспечивать выполнение заданных показателей на всех горизонтах планирования.


Структура ИСУЖТ

ИСУЖТ включает в себя следующие подсистемы:

Функциональные:

  • годовое и месячное планирование;
  • оперативное управление эксплуатационной работой;
  • контроль и анализ эксплуатационной работой.

Технологические:

  • управления эксплуатационной работой;
  • управления тяговым хозяйством;
  • управления и обеспечения безопасности движения.

Обеспечивающие:

  • интеграционная платформа;
  • подсистема контроля технологических процессов с использованием мобильных устройств;
  • подсистема электронной подписи при юридически значимом электронном взаимодействии;
  • информационной безопасности.

Наиболее важной и сложной для реализации являются технологические подсистемы управления эксплуатационной работой и тяговыми ресурсами, так как они затрагивают практически все аспекты перевозочного процесса. Именно на их реализацию и направлены основные усилия института.


Подпроекты ИСУЖТ

Диспетчерское управление движением поездов

Целью подпроекта «Диспетчерское управление движением поездов» является автоматизация решений и действий поездных диспетчеров и диспетчеров по направлению за счет автоматического построения плана пропуска поездов в реальном режиме времени на основе методов искусственного интеллекта.

Решаемые проблемы в рамках подпроекта «Диспетчерское управление движением поездов»

  • возврат пассажирских поездов в график при возникновении их отклонений и нештатных ситуаций;
  • построение плана пропуска для неграфиковых грузовых поездов;
  • обеспечение безопасности пропуска высокоскоростных поездов (контроль установки маршрутов, закрытия переездов, установки режимов высокоскоростного движения, недопущение скрещения поездов «Аллегро», «Сапсан» и грузовых поездов с негабаритными или сыпучими грузами);
  • передача рассчитанного плана пропуска поездов в подсистему автоматической установки маршрутов.

Система развернута на полигонах Санкт-Петербург – Москва, Санкт-Петербург – Бусловская, Санкт-Петербург – Невель, Байкало-Амурская магистраль, отдельных участках Транссиба.

Данный подпроект ИСУЖТ выбран для автоматизации диспетчерского управления на Малом кольце Московской железной дороги.

 

Управление тяговыми ресурсами

Целью подпроекта «Управление тяговыми ресурсами» на Восточном полигоне является оптимизация и организация ритмичной работы по продвижению поездопотока от станции формирования до станции назначения по ниткам актуального графика и своевременное обеспечение поездов тяговыми ресурсами (локомотивами и локомотивными бригадами).

Решаемые проблемы в рамках подпроекта «Управление тяговыми ресурсами»

  • нормирование – планирование и контроль потребного эксплуатируемого парка локомотивов на предъявляемые сменно-суточные размеры движения по выделенным участкам обращения локомотивов;
  • регулирование – планирование и контроль баланса локомотивов в границах железных дорог и по стыковым пунктам Восточного полигона;
  • подвязка локомотивов и локомотивных бригад к поездам – планирование и контроль объемного сменно-суточного (многосуточного) и объектного текущего (пономерного) плана подвязки локомотивов и локомотивных бригад под поезда на нитки вариантного графика.

Перспективы развития ИСУЖТ

Перспективы развития ИСУЖТ включают последовательную реализацию комплексов задач автоматического формирования графика, управления пропуском поездопотоков по расписанию, управление тяговыми ресурсами и ряд других задач на основных направлениях грузопотоков: Кузбасс-Восток, Кузбасс-Север, Кузбасс-Запад, Кузбасс-Юг. Такая реализация обеспечит эстафетную передачу поездопотока с одного диспетчерского участка на другой.

К 2018 году планируется запустить ИСУЖТ в полном объеме на большинстве дорог сети.