ОАО «НИИАС»

  • Увеличить размер шрифта
  • Default font size
  • Уменьшить размер шрифта

Инновации – комплексные системы безопасности

Стратегия развития систем управления и обеспечения безопасности ориентирована на решение следующих важных задач:
  • Совершенствование алгоритмов работы существующих стационарных и локомотивных приборов и систем безопасности, повышение их функциональной безопасности и надежности за счет проведения модернизации или замены узлов, разработки и внедрения качественно новых устройств, совершенствования системы диагностики и ремонта.
  • Кардинальное улучшение содержания существующих технических средств, в первую очередь, рельсовых цепей за счет применения систем контроля их состояния и диагностики, использования дублирования каналов передачи информации и современных методов их безопасной обработки.
  • Интеграция с автоматизированными системами управления на железнодорожном транспорте.
  • Исключение негативного влияния на безопасность движения «человеческого фактора» за счет автоматизации процессов управления и введения дополнительного контроля за действиями эксплуатационного персонала.
  • Согласованное развитие и совершенствование технических средств безопасности по отдельным хозяйствам с учетом комплексного применения новых технических средств и технологий на конкретных участках железных дорог.
  • Использование при разработке технических средств современных информационных технологий для расширения функциональных возможностей систем и создания условий для сокращения затрат на их обслуживание, а также для создания условий комплексного решения вопросов транспортной безопасности: функциональной, техногенной, антитеррористической.
  • Совершенствование технологии производства изделий и эксплуатации с целью сокращения затрат на их эксплуатацию и поэтапного перехода к высоконадежным комплексам с сервисным обслуживанием в специализированных центрах с заводской технологией.
  • Совершенствование разработки изделий и сопровождения их эксплуатации для достижения требуемых показателей по безопасности и надежности на уровне международных стандартов с учетом всех этапов жизненного цикла.
  • Переход к проектным принципам внедрения систем безопасности с учетом стоимости их жизненного цикла и комплексной эффективности систем управления и обеспечения безопасности в масштабе отрасли.
  • Унификация технических средств с учетом специализации фирм, широкого международного сотрудничества и необходимости выделенияспециализированных видов организации движения поездов: скоростное и высокоскоростное, для тяжеловесных и длинносоставных поездов, доля малодеятельных линий, для крупных станций и маневровой и сортировочной работы.

Решение указанных задач должно обеспечить предпосылки для создания качественно новых интеллектуальных систем обеспечения безопасности движения поездов.

!

Интеллектуальные системы обеспечения безопасности движения поездов

Интеллектуальная система безопасности, которую разрабатывает ОАО «НИИАС» – это не только свидетельство высокого доверия к репутации ОАО «НИИАС», но и реальная возможность «обкатать» самые современные технологии в обеспечении безопасности движения, управлении движением, многие из которых носят инновационный характер.

!

Локомотивный объединенный комплекс безопасности БЛОК

Комплекс безопасности БЛОК с расширенными функциями разработан ОАО «НИИАС» совместно с НПО «САУТ» и ОАО «Нейроком». Внедрение комплекса БЛОК повышает надежность локомотивной сигнализации и безопасность движения поездов, исключает несанкционированное движение локомотивов; обеспечивает электронную регистрацию информации о параметрах движения поезда, исправности технических средств и последующую автоматическую дешифрацию. Обязательным для комплекса БЛОК является наличие интеллектуального дисплея, который сообщает машинисту большой объем оперативной информации.

!

Новые системы интервального регулирования движения поездов

Для увеличения интенсивности движения поездов, особенно электропоездов в пригородной зоне крупных городов, необходимо сокращать межпоездные интервалы при сохранении требований безопасности. Это возможно реализовать только за счет применения координатного регулирования движения поездов, в том числе, на базе радиоканалов. Российские железные дороги имеют ряд технических средств, которые уже сегодня позволяют применять системы координатного регулирования. Из разработанных технических средств наиболее полно современным требованиям отвечает новые микропроцессорные автоблокировки АБТЦ-М и АБТЦ –МШ и их модификации с применением цифрового радиоканала.

!

Комплексная система управления и обеспечения безопасности движения поездов ITARUS-ATC

Впервые на российских железных дорогах внедрен западноевропейский стандарт управления безопасности движения – система ITARUS-ATC. Она способна отслеживать все происходящее на дороге в режиме реального времени, например, положение поездов с точностью до 10 м, и передавать управляющие команды на локомотивы с помощью специального радиоканала

!

Станционные системы обеспечения безопасности

Для повышения уровня безопасности внедряются спутниковые средства навигации GPS/ГЛОНАСС, предназначенные для обеспечения координатно-временной информацией маневровой автоматической локомотивной сигнализации МАЛС и автоматического контроля местоположения маневрового локомотива. Такие технологии основаны на реальных моделях путевого развития, что необходимо для эффективного управления при проведении работ в автоматическом режиме. Благодаря спутниковым технологиям можно формировать динамическую модель размещения вагонов на путях станции, в системах планирования и управления перейти от упрощенных моделей работы станции к реальным, а в перспективек автоматизированному планированию.

Устройства спутниковой навигации в составе постовых и бортовых устройств МАЛС обеспечивают автоматическое позиционирование каждого маневрового локомотива не только на границе станции и маршруте, но и в районах, не оборудованных системами централизованного управления стрелками и сигналами, а также мониторинг перестановок вагонов и заполнения путей в парках приема и отправления. При этом в режиме реального времени можно автоматически определить скорость и местоположение на путевом развитии (номер пути, пикет) технологических объектов вне зависимости от времени суток и погодных явлений.

!

Диагностика

Аналитические системы в структуре интеллектуального транспорта могут работать на базе системы диагностики, которая объединяет комплексы технических средств выявления и прогнозирования неисправностей в единую автоматизированную систему. На железных дорогах эксплуатируются системы диагностики подвижного состава КТСМ, КОМПЛЕКС, АСК ПВ и др. Они совместно с вновь разработанными напольными устройствами контроля вертикальных динамических нагрузок и акустической системой выявления дефектов подшипников ПАК определяют тенденции изменения параметров подвижного состава на ранней стадии зарождения дефекта, а также выдают информацию о причинах, а не о следствиях или признаках дефектов. Система ПАК выявляет любые дефекты буксовых узлов на ранней стадии их развития путем измерения и анализа акустических шумов, излучаемых подшипниками. Это позволяет обнаружить дефекты задолго до возникновения риска отказа и начала перегрева подшипника.

!

Система управления и обеспечения безопасности движения поездов на Зимних Олимпийских играх «Сочи 2014»

Интеллектуальная система безопасности будет работать на транспортной инфраструктуре Зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году.

Уникальность комбинированной автомобильно-железнодорожной магистрали Олимпийских игр в Сочи потребовала возведения многих искусственных сооружений, в том числе 12 тоннелей, каждый из которых будет оборудован комплексными системами управления движением. Высокая интенсивность движения потребовала качественно новых решений во всех деталях проекта, начиная с системы управления и обеспечения безопасности движения поездов и заканчивая тормозными характеристиками подвижного состава. К этим поездам предъявлены повышенные требования по надежности и по составлению четкого графика движения. Олимпийские задачи потребовали определенных решений и для «умных» станций и вокзалов.

!

Обеспечение безопасности при высокоскоростном движении

В качестве наиболее успешного использования интеллектуальных транспортных систем (ИТС) в обеспечении безопасности высокоскоростного движения является система, внедренная в комплекс управления движением скоростного поезда «Сапсан» на направлении Москва–Санкт-Петербург.

Высокая степень безопасности обеспечивается за счет:

  • автоматического построения с помощью специальных программ и математических методов графика на скоростном направлении и автоматической выработки управленческих решений;
  • централизованного управления пропусков поездов на базе интеллектуального диспетчерского поста;
  • автоведения поездов с учетом энергосберегающих технологий;
  • интервального регулирования движения поездов на базе спутниковых технологий;
  • автоматического мониторинга и диагностирования инфраструктуры и подвижного состава.

Обеспечение безопасности при высокоскоростном движении требует использования резервных альтернативных высокоточных и скоростных каналов поездной радиосвязи. Для этого используются специализированные радиосети цифровой радиосвязи стандартов GSM-R и TETRA.

!

Ситуационный центр мониторинга и управления чрезвычайными ситуациями

Ситуационный центр-это организационная структура, которая помогает проводить анализ ситуаций, принятие решений и управление инженерной и информационной инфраструктурой для повышения эффективности как технологических, так и бизнес-процессов.

Внедрение дорожных центров ситуационного управления позволит гибко реагировать на динамику транспортного рынка, осуществлять контроль состояния транспортной инфраструктуры, применять обоснованные управленческие решения в определенной обстановке.