НИИАС

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Инновации – системы управления перевозками

Наиболее эффективным методом развития железнодорожных перевозок является совершенствование систем управления движением поездов. Именно для этих целей разрабатываются новые технические средства, новые информационные технологии, в первую очередь спутниковые технологии, базирующиеся на использовании современных цифровых сетей связи.

Развитие управляющих систем нового типа стало возможным благодаря новому принципиальному подходу, обеспечивающему резкое повышение грузопотока - переход от стандартных схем повышения грузопотока на устоявшихся маршрутах к динамическим, позволяющим в любой момент изменять грузопотоки, как по направлению, так и по пропускной способности.

Разработанные и внедренные системы ЦУП, ДЦУП и ЦУМР в совокупности представляют собой главный орган оперативного управления перевозочным процессом железнодорожной отрасли.

Наряду с существующими центрами управления перевозками в ОАО «НИИАС» создаются ситуационные центры, и осуществляется переход от информационных к управляющим системам. Решение такой задачи требует увеличения объема информации в геометрической прогрессии и разработки новых систем идентификации подвижного состава.

Новое направление является направлением развития интеллектуального железнодорожного транспорта, что согласуется с программой Международного союза железных дорог (МСЖД), предусматривающей комплекс мер по развитию интеллектуальных железных дорог.

 

Центры управления перевозками

Основой системы управления грузовыми и пассажирскими перевозками являются центры управления перевозками (ЦУП), где реализованы уникальные технологии управления скоростным движением пассажирских поездов, вагонными и локомотивными парками, поездной работой с использованием современных средств контроля дислокации подвижного состава и состояния инфраструктуры железных дорог.

Разработанные и внедренные ОАО «НИИАС» системы ЦУП в совокупности представляют собой главный орган оперативного управления перевозочным процессом железнодорожной отрасли.

 

 

Автоматизированное управление эксплуатационной работой на железнодорожном направлении на основе суточного энергооптимального графика

Целью разработки инновационной технологии управления эксплуатационной работой на направлении является снижение эксплуатационных затрат и улучшение показателей поездной работы железнодорожного направления .

Автоматизированная подсистема суточного планирования поездной работы грузового железнодорожного направления на базе энергооптимального графика движения поездов функционирует на 2 уровнях управления: дорожном и станционном. Сетевой уровень должен обеспечить контроль и увязку работы граничных направлений. Система обеспечивает следующие функциональные возможности:

  • формирование плана пропуска поездов по техническим станциям полигона в условиях проведения ремонтно-путевых работ;
  • планирование работы основных технических станций (прибытие и отправление грузовых поездов);
  • планирование работы ДНЦ в части пропуска транзитного поездопотока (контрольные точки приема–сдачи с диспетчерского участка);
  • планирование работы ДСП в части пропуска транзитного поездопотока по станциям направления;
  • планирование работы локомотивного парка;
  • планирование точек выхода локомотивных бригад по станциям их смены;
  • планирование основных качественных показателей (маршрутная скорость, участковая скорость, транзитный простой на основных технических станциях железнодорожного направления).

Система получает и обрабатывает энергооптимальный нормативный график из системы «Эльбрус», предусматривает планирование работы локомотивных бригад на основе энергооптимального графика на базе существующей системы «Сигнал-БРИГ». Система предполагает передачу плана работы локомотивных бригад на исполнение в ДЦУП и ТЧБ, предусматривает подкачку информации из информационной системы «Сигнал-Л» для автоматического выбора локомотива на нитку энергооптимального графика.

Организация диспетчерского управления осуществляется с применением табло коллективного пользования, применение которого повышает оперативность принятия управленческих решений диспетчерским аппаратом и минимизирует эксплуатационные расходы.

 

 

Программно-технологический комплекс по автоматической установке маршрутов ПТК АУМ

Комплекс ПТК АУМ входит в состав автоматизированной системы «Автодиспетчер» и является важным элементом в создании интеллектуальной транспортной системы.

Существенно снижается влияние так называемого «человеческого фактора» на качество принятых управленческих решений и вероятность ошибок. Человеку отводится экспертная функция выбора варианта разрешения нештатных ситуаций из предложенных системой автоматического управления.

Другая задача, которая решается с помощью таких автоматизированных комплексов – обеспечение интероперабельности (совместимости) транспортных систем.

Интероперабельность чрезвычайно важна для России, с ее большой территорией, неравномерным распределением населения, промышленных предприятий и мест добычи полезных ископаемых. В связи с этим потребуется сопряжение многих видов транспорта, обеспечить которое смогут лишь интеллектуальные управляющие системы вокзала.

ПТК выполняет автоматическую установку маршрутов в соответствии с суточным графиком движения, который автоматически передаётся из автоматизированной системы «Урал-ВНИИЖТ». Комплекс формирует команды на установку маршрутов. В процессе выполнения команд ПТК АУМ определяет наличие причин, препятствующих автоматическому управлению установкой маршрутов на станции, и сигнализирует об этом диспетчерскому персоналу.

 

 

Транспортное обеспечение Олимпийских игр «Сочи-2014»

Программа подготовки к Олимпийским играм «Сочи-2014» ставит перед специалистами ОАО «НИИАС» задачу разработки принципиально новой комплексной системы управления движением и обеспечения безопасности движения поездов, интегрированной с объектами действующей инфраструктуры, и в обеспечении безопасности передвижения пассажиров и перемещения грузов. Обеспечение непрерывного и безопасного функционирования перевозочного процесса основывается на:

  • управлении движением поездов;
  • управлении безопасностью движения и транспортной безопасностью;
  • управлении графиком движения поездов;
  • проведении работ по защите каналов передачи данных и самих данных от помех и несанкционированного вмешательства;
  • внедрении беспроводных систем безопасности.

В рамках решения поставленной задачи ОАО «НИИАС» в сотрудничестве с компанией AnsaldoSTS была разработана Комплексная российско-итальянская система управления и обеспечения безопасности движения поездов ITARUS-ATC. Система управления и обеспечения безопасности движения поездов предназначена для организации высокоинтенсивного движения пригородных поездов на участке «Адлер – Красная Поляна – Альпико-сервис» во время проведения зимних Олимпийских игр «Сочи‑2014», а также для последующей организации на этом участке скоростного движения пассажирских поездов.

 

 

Комплексная инновационная система автоматизации станционных процессов, ведение графика исполненной работы с применением динамической модели на основе спутниковой навигации и других средств автоматического съёма данных ИТАУР

Цели создания ИТАУР:

  • Создание информационной модели, реально отражающей бизнес-процессы станционной работы (достаточно полно, достоверно и с допустимой задержкой). Поставка более качественной информации в единую модель перевозочного процесса. Снижение затрат станционных работников на подготовку данных о совершаемых операциях.
  • Реализация на основе созданной информационной модели новых электронных технологий диспетчерского руководства , обеспечивающих сокращение простоя вагонов, рост производительности маневровых локомотивов и согласованность станционной работы с поездной и местной работой региона и направлений.
  • Создание реальной информационной базы для решения задач оперативного, периодического и целевого анализов результатов работы для планомерного совершенствования нормативной технологии и принятия объективных решений по инвестициям в развитие станционной инфраструктуры. Повышение объективности и полноты ДО-24 и данных, поставляемых в систему КАСАТ.
  • Создание объективной основы для разделения ответственности по выполнению технологического процесса между работниками разных вертикалей управления холдинга ОАО «РЖД», участвующих в станционных технологиях работы. Обеспечение возможности перехода на их работу по СМК.

Эффективность системы:

  • сокращение эксплуатационных расходов;
  • рост пропускной и перерабатывающей способности станции;
  • повышение эффективности работы направления.

Головной объект внедрения – станция Ярославль-Главный Северной дирекции управления движением.